top of page

ТЕКСТЫ

О НОВЫХ "САМАРКАНДСКИХ" КАРТИНАХ НА БРЮССЕЛЬСКОМ АУКЦИОНЕ

Борис Чухович
 

30.01.2018

Брюссельская галерея The Bru Sale (Rue Ravenstein 40 - 1000 Bruxelles) регулярно проводит аукционы, в которых значительное место занимает русское и советское искусство. 8 февраля 2018 состоится очередной из них. Сайт галереи обещает покупателям звездные имена "русского авангарда" за неправдоподобно низкие цены (порой за 250-300 евро). Произведения можно выбрать онлайн и оплатить прямо в сети.

Происхождение и подлинность всей коллекции вызывает недоумение и множество вопросов. Оставив большинство картин без комментариев за неимением времени, остановимся на двух из них, имеющих среднеазиатский бэкграунд. Таких в коллекции две: темпера Александра Волкова (оценочная стоимость - 350-450 €) и акварель Алексея Исупова (оценочная стоимость - 300-400 €). Всё в данных работах, от характера изображения и минимальной цены до написания имени художника, заставляет сомневаться в профессиональности аукционеров и подлинности выставляемых ими работ (в представлении Волкова устроители попытались упомянуть отчество художника, но в результате соединили воедино двух знаменитых художников Самарканда 1920-х годов: VOLKOV ALEKSANDR NIKOLAEV).

Особо симптоматичной является работа Алексея Исупова, которая находится в очевидной связи с темперой "Продавец дынь", проданной в 2012 году на лондонском Sotheby's

Представление "темперы Александра Волкова" на сайте аукциона Bru Sale

1, 2. Представление "акварели Алексея Исупова" на сайте аукциона Bru Sale

3. Темпера "Продавец арбузов", фигурировавшая на сайте аукциона Sotheby's в 2012 г.

Особо симптоматичной является работа Алексея Исупова, которая находится в очевидной связи с темперой "Продавец дынь", проданной в 2012 году на лондонском Sotheby's. Мы уже высказывали сомнения в подлинности этой темперы. Первым признаком грубой фальшивки являлась дата темперы - 1911 год - якобы поставленная "автором" рядом с подписью. Неустранимое противоречие даты и реальности заключается в том, что сама стилистика этой работы близка другому и гораздо более позднему периоду творчества художника (хотя и не совпадает с ним) - 1920-1921 годом, когда живописец проникся идеями "степановского кружка". Эта смесь ориентализма, персидской миниатюры и раннего итальянского ренессанса, изображающая аксессуары самаркандского базара, не могла возникнуть у художника до приезда в Туркестан, пока он оставался в России и представлял сюжеты из жизни русской глубинки. А в Туркестан художник прибыл лишь в 1915 году.

При этом ряд деталей свидетельствовал о том, что темпера "Продавец дынь" была вдохновлена серией работ Исупова, сделанных в кругу Степанова, а не была их частью. Естественнее всего предположить, что новый, акварельный, вариант того же изображения был вдохновлен уже не исуповскими произведениями 1921 года, а успешно проданной на Sotheby's темперой. Последняя гораздо более детализирована и в некоторых элементах близка к исуповским оригиналам, тогда как акварель является грубым повтором темперы с ошибочной датой.

Обсерватория Alerte Héritage обратилась к устроителям аукциона с просьбой пояснить провенанс "среднеазиатских работ" и раскрыть имена экспертов, принявших их к продаже. Об их реакции мы надеемся сообщить позже.

bottom of page